Характеристики рабочих колес для насосов

Содержание   

  1. Виды рабочих колес
    1. Открытое
    2. Полузакрытое
    3. Закрытое
    4. Вид посадки
    5. Рабочее колесо центробежного насоса
    6. Рабочие колёса (видео)
    7. Обточка и расчет рабочего колеса
  2. Описание двигателя с открытым рабочим колесом
    1. агрегат с периферийным рабочим колесом
    2. Крыльчатка мотора 1СВН 80 А
    3. Замена основной рабочей детали

Рабочее колесо (крыльчатка) – главная рабочая деталь насоса. Задача рабочего колеса насоса – преобразование вращательной энергии, которая выходит из двигателя, в энергию протока воды. С помощью движения крыльчатки жидкость, что находится в ней, также вращается и на нее влияет центробежная сила.

Такая сила перемещает жидкость от центра крыльчатки к ее краю. После такого перемещения в центре крыльчатки создается разрежение, что и помогает всасыванию жидкости через всасывающий патрубок устройства. Достигнув периферии крыльчатки, жидкость выходит в напорный патрубок агрегата.

1 Виды рабочих колес

Рабочие колеса могут быть следующих типов: осевые, радиальные, диагональные, открытые, полузакрытые и закрытые. В основном, в насосных устройствах крыльчатка трехмерной конструкции, которая соединяет плюсы осевых и радиальных колес.

Виды рабочих колес для насосов

Виды рабочих колес для насосов

к меню ↑

1.1 Открытое

Такой тип изделия имеет один диск, который на поверхности оборудован лопастями. Таких лопастей может быть четыре или шесть. Их используют в случаях, когда нужен низкий напор, а рабочая жидкость имеет загрязнения, маслянистые включения или твердые частицы.

Конструкция открытой крыльчатки позволяет легко очистить загрязненные каналы. КПД таких крыльчаток небольшой – примерно 40%. Вместе с этим недостатком крыльчатки обладают рядом преимуществ – они не так засоряются и весьма просто очищаются от разнообразного налета. Открытая деталь устройства износостойкая по отношению к абразивным частицам рабочей жидкости (например, к песку).
к меню ↑

1.2 Полузакрытое

Отличие полузакрытого изделия заключается в том, что у него нет второго диска, а лопасти с зазором примыкают к корпусу устройства, которое играет роль второго диска. Используют полузакрытые изделия для перекачки очень загрязненных жидкостей.
к меню ↑

1.3 Закрытое

Конструкция закрытого изделия имеет два диска, между которыми находятся лопасти. Такая крыльчатка часто используется для работы центробежных насосов, ведь она создает хороший напор, и характеризуется малыми утечками воды из выхода на вход. Производят такие крыльчатки несколькими способами: штамповкой, литьем, точечной сваркой или клепкой. На качество и эффективность работы влияет количество лопастей. Чем больше лопастей имеет деталь, тем меньше пульсации давления воды на выходе из устройства.

Конструктивные элементы рабочего колеса

Конструктивные элементы рабочего колеса

к меню ↑

1.4 Вид посадки

Посадка крыльчатки на вал двигателя в одноколесных агрегатах бывает конической или цилиндрической. Посадочное место колес в горизонтальных или вертикальных насосных устройствах бывает в виде шестигранника или шестигранной звездочки, либо крестообразным.

Выделяют следующие виды посадок на вал:

  1. Конусная посадка. Такой вид посадки обеспечивает легкую посадку и снятие крыльчатки. Недостатком конусной посадки является не совсем точное положение колеса относительно корпуса устройства в продольном направлении. Рабочую деталь двигать на валу нельзя, ведь она жестко закреплена. Коническая посадка характеризуется большими биениями изделия, что плохо для торцевых уплотнений и сальниковых набивок.
  2. Цилиндрическая посадка. При такой посадке деталь находится в точном положении на валу. Закрепляется крыльчатка при помощи нескольких шпонок. Цилиндрическую посадку устанавливают в погружных вихревых и вихревых насосных агрегатах. Это соединение позволяет точнее закрепить положение крыльчатки на валу. Недостатком цилиндрической посадки является точная обработка вала прибора и отверстия в ступице крыльчатки.
  3. Шестигранная (крестообразная) посадка. Используется, в основном, в насосных аппаратах для перекачки воды из скважин. При этом типе посадки очень просто закрепить и демонтировать крыльчатку с вала механизма. При этом, она крепко фиксируется на валу в оси вращения механизма. С помощью шайб в крыльчатке и диффузоре можно отрегулировать зазоры.
  4. Посадка в виде шестигранной звезды применяется в многоступенчатых высоконапорных насосах (вертикальных и горизонтальных). Рабочие колеса для этих установок производят из нержавеющей стали. Это самая трудная посадка и требует высшего класса обработки. Втулками в диффузорах и крыльчатках регулируют зазоры.

к меню ↑

1.5 Рабочее колесо центробежного насоса

Для изготовления колес для центробежных насосов, чаще всего, используют чугун марок СЧ 20-СЧ 40. Если электронасос будет работать с химическими агрессивными веществами, колеса и корпуса центробежных насосов производят из нержавеющей стали. Для функционирования прибора в сложных режимах, которые характеризуются: долгим сроком включения; материал для перекачки имеет механические частицы; высоким напором, — для производства крыльчаток применяют хромистый чугун ИЧХ.

к меню ↑

1.6 Рабочие колёса (видео)

к меню ↑

1.7 Обточка и расчет рабочего колеса

При помощи обточки колеса уменьшают диаметр для снижения силы напора, но эффективность гидравлики устройства при этом не ухудшается. При небольшом снижении КПД весьма существенно поднимается напор и подача.

Если характеристики прибора не соответствуют необходимым условиям работы в определенных пределах, стоит применить обточку. Количество обточек от производителя, как правило, не больше двух. Размер обточки варьируется от 8 до 15% от диаметра рабочей детали. Но бывают исключения, когда показатель можно увеличить до 20%.

Расчет рабочего колеса центробежного прибора не рекомендуют делать самостоятельно – это ответственный процесс, который лучше выполнять специалисту.
к меню ↑

2 Описание двигателя с открытым рабочим колесом

Открытым типом крыльчаток оборудуют как дренажные, так и фекальные устройства. Колеса такого типа можно установить над рабочей камерой агрегата и внутри камеры. При установке выше камеры крупные частицы могут свободно проходить, поэтому такую схему именуют свободновихревой.

Насосы с плавающим типом рабочих колес

Насосы с плавающим типом рабочих колес

Вместе с этим преимуществом, есть ряд недостатков:

  1. Уменьшение КПД.
  2. Необходимость установки более мощного двигателя.
  3. Слабый напор жидкости.

В дренажных агрегатах устанавливать свободновихревую схему нецелесообразно, так как они изначально предназначены для перекачки жидкости с включениями. В таких устройствах крыльчатку ставят внутри рабочей камеры. Бывает несколько видов колес открытого типа:

  • с небольшими лопатками (по высоте), которые используют для установки в дренажных механизмах или в приборах со свободновихревой схемой;
  • с высокими лопатками, которые применяют в фекальных насосах. Характеристики такого колеса позволяют устанавливать его там, где необходимо свободное прохождение частиц и больший напор, чем при работе свободновихревой схемы.

В основном, крыльчатка открытого типа с одной лопаткой применяется в агрегатах с режущим механизмом, когда кромка прибора играет роль ножа. На всасывающей крышке имеются звездообразные кромки, которые служат неподвижными ножами. При этом устройство выполняет сразу две функции: перекачивание воды с крупными частицами и измельчение длинноволокнистых включений. Это позволяет работать с такими жидкостями, не рискуя засорить прибор.
к меню ↑

2.1 агрегат с периферийным рабочим колесом

Погружное устройство с периферийной крыльчаткой применяют для подачи воды из скважин с минимальным диаметром 4’’ (100 мм). Такие механизмы работают с жидкостью без твердых включений и осадков.

Заготовка рабочего колеса насоса 32Д19

Заготовка рабочего колеса насоса 32Д19

Колесо изготавливают из латуни или бронзы. Особенность таких устройств – наличие радиальных лопаток на периферии крыльчатки, которые передают энергию перекачиваемой среды. Изделие устанавливается между двумя пластинами, которые сделаны из нержавеющей стали.

При цилиндрической посадке создаются маленькие зазоры внутри рабочей камеры устройства. Конструкция лопаток обеспечивает радиальную циркуляцию жидкости, которая входит в агрегат, между пластинами и лопатками крыльчатки. Это позволяет постепенно повышать давление воды при ее перемещении от заборного патрубка к выходному. Само колесо устанавливают на вал из нержавеющей стали.
к меню ↑

2.2 Крыльчатка мотора 1СВН 80 А

Агрегаты 80 А предназначены для перекачивания чистых жидкостей: воды, горючесмазочных материалов, дизельного топлива, бензина и т.п. Устанавливают механизм 80 А в бензовозах, автоцистернах и подобных видах техники. Привод механизма 80 А происходит от вала отбора мощности, или от электродвигателя через коробку отбора мощности и трансмиссию. Проточная часть изготовлена из сплава алюминия.

Рабочая деталь имеет радиальные лопатки и находится в закрытом корпусе механизма цилиндрической формы. Между корпусом и крыльчаткой есть торцевые зазоры.

Технические характеристики 80 А:

  • напор – 32 м;
  • частота вращения — 1450 об/мин;
  • высота всасывания – до 6,5 м;
  • мощность – 9 кВт.
Рабочее колесо к насосу СВН-80

Рабочее колесо к насосу СВН-80

к меню ↑

2.3 Замена основной рабочей детали

Если элемент изготовлен некачественно, возникает неравномерная нагрузка на все устройство, что может привести к нарушению равновесия проточных деталей. И это, чаще всего, приводит к поломке ротора. При возникновении подобной поломки, надо заменить крыльчатку.

Замена крыльчатки происходит следующим образом:

  1. Разбирается насосная часть.
  2. Меняется колесо или колеса (зависит от конструкции).
  3. Проводится осмотр и проверка остальных деталей агрегата.
  4. Устройство собирается и тестируется нагрузкой.

При правильной установке и соблюдении правил эксплуатации рабочее колесо, как и сам насосный агрегат, могут прослужить долго и качественно выполнять свою работу в течение многих лет.

Обсуждение: 9 комментариев
  1. Денис

    Добрый день. Я механик цеха одного из крупных промышленных предприятий.

    Сейчас у нас стоит насос ТКАм-32/125-б-н-ухл2 с магнитными муфтами. Мы так же хотим заменить данный тип насоса на другой герметичный насос (типа ЦГ или БЭН), но без магнитных муфт. Вся сложность заключается в том, что перекачиваемая среда крайне агрессивная – сильно кислотная (показатель Ph=3-3,5). На нашем насосе сильно изнашиваются рабочие колеса и магнитные муфты. Ремонт очень дорогой. Данная жидкость «пожирает» трубы и корпуса аппаратов.

    Теперь подробнее о жидкости:

    Изопентан – 25% (плотность 616 кг/м3)

    Амилены – 60% (плотность 662 кг/м3)

    Нормальный пентан – 2%

    Нормальные амилены – 1%

    Изопрен – 11% (плотность 681 кг/м3)

    Толуол – не более 1% (плотность 867 кг/м3)

    Различные хлориды. При попадании хлоридов, которые мы исключить не можем, показатель Ph сильно падает и среда становится крайне агрессивной.

    Какие у Вас есть предложения по насосам ЦГ или БЭН в этой не простой задаче? Может есть какие-то конструктивные решения, защитные покрытия или специальный материал? Возможна ли футеровка вала и цилиндра специальными фторпластами, полиэтиленами, полипропиленами, специальными лаками и красками? (одна компания нам предлагала такой вариант)

    Требуемые параметры насоса:

    Производительность – 32м3/час

    Напор – 110м.в.ст.

    Температура — 35град.ц.

    Исполнение взрывозащищенное.

    Если есть какие-то варианты, то хотелось бы сразу знать стоимость.

    Может есть какие-то аналоги герметичных насосов? Нам не желательны насосы с торцевыми уплотнениями.

    Спасибо!!!

    Ответить
  2. Максим

    Работаю по установке канализации, водопровода, отопления.

    Из своего опыта могу рекомендовать канализационные насосы САН-600 Профи «АкваЛив».

    За три года, что работаю с этими насосами, не было еще ни одного случая выхода из строя.

    Мое мнение, при правильном обслуживании и эксплуатации, САН-600 Профи просто не убиваемые насосы, надежные и неприхотливые в эксплуатации. Конструкция сделана из нержавеющей стали, в том числе и корпус мотора и режущие ножи. Все остальные канализационные насосы, конструкция внутри все из пластика...(((

    Ответить
  3. Андрей

    Реле протока спасало мой погружной насос Джилекс уже не один раз. Очень часто бывает, когда из-за каких то проблем я забываю о том, что насос работает. Благо, он отключается сам когда подача прекращается.

    Ответить
  4. Марат Сафиулин

    Друзья, подскажите пожалуйста, для чего вакуумные насосы используются в быту? А то что-то из статьи так и не смог понять.

    Ответить
  5. Андрей, Киев

    Традиционно лучшими центробежными насосами средней и малой мощности считаются устройства от Грундфос, так что я бы порекомендовал именно их.

    Ответить
  6. Костя

    Выбираю между центробежными насосами Грундфос и Хеликс. Подскажите, пожалуйста, что лучше взять?

    Ответить
  7. Руслан Жолобин

    Центробежные насосы не только мощнее, они ещё и более долговечны, так как такие устройства подвергаются поломкам горазд реже.

    Ответить
  8. Леонид Бочков

    Дмитрий, а почему тогда на ваш взгляд у них такая разница в цене? Центробежные насосы на порядок продуктивнее.

    Ответить
  9. Лукашенко Дима

    Мужики, действительно ли между вибрационными и центробежными такая существенная разница в продуктивности?

    Ответить
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Опрос

Какой производитель насосов лучше?

Смотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

© 2023