Нюансы лидерного бурения скважин
Строительные сваи, применяемые при производстве фундамента и одноименного типа скважин, используются в технологии лидерного бурения. Такое бурение требует не просто ответственно подхода, но и качественного исполнения вместе с точностью произведения всей работы от начала и до конца.
А учитывая то, что сваи и лидерное бурение скважин обычно применяются в зимнее время, когда грунт промерзлый и достаточно твердый, без привлечения специалистов и изучения «СНиП» акта просто не обойтись.
1 В чём особенности лидерного бурения?
Лидерное бурение проводится всегда перед погружением свай. Делается это из нескольких побуждений. Таких, например, как:
- Снижение общей динамической нагрузки;
- Уменьшение шума от работы дизельного молота;
- Увеличение максимальной длины применяющихся свай, если речь идет о погружении их в плотный грунт.
Кроме того, лидерное бурение скважин используется и тогда, когда имеется песчаная прослойка (от двух метров) в геологическом разрезе. При этом обустройством скважины занимается проектировщик, который обязан ознакомиться со «СНиП» актом и изучить отчет об инженерно-геологических изысканиях.
Выбор падает на данный тип бурения скважин и тогда, когда есть некоторые трудности в произведении строительных работ. Примеры:
- В случаях, когда в верхнем слое находится весьма плотный грунт;
- В случаях, когда необходимо увеличить максимально глубину погружения сваи;
- Когда не представляется возможным загрузить сваи до ориентира, что определен в проектном плане;
- Когда есть сильные и заметные отклонения в позиционировании свай.
Без грамотной, заранее проведенной подготовки и планировки всех этапов предстоящих строительных работ, а также без планировки согласованной работы оборудования и техники, что предотвратит буквально «затаптывание» скважины, проведение работ производиться не должно.
Более того, необходимо изучить и учитывать расстояние между строительными лидерами, чтобы полностью исключить их осыпание под динамическими нагрузками во время произведения работ свайным молотом. Игнорирование этих правил может привести к аварийной ситуации вплоть до того, что все предыдущие достижения работы со скважиной будут навсегда утеряны.
к меню ↑
2 Какой принцип работы лидерного бурения?
Погружение свай в случае, когда необходимо применять лидерное бурение, происходит с применением либо вибромолота, либо дизельного молота, либо другой машины для погружения свай в земную породу (грунт).
В целом, выбор способа погружения сваи напрямую зависит как от условий земной породы, так и от конструкции, длины и веса сваи. При этом в обязательном порядке вся строительная работа осуществляется с использованием нормативов «СНиП», при прямом сотрудничестве со специалистом-проектировщиком.
Таким образом, лидерное бурение производят до осуществления вибропогружения или же вдавливания сваи. Иногда в таких случаях применяют альтернативный вариант в виде забивки железобетонных свай, которая осуществляется с применением виброударных устройств и вибровдаливающих машин.
Непосредственно сам процесс погружения свай после лидерного бурения поэтапно выглядит следующим образом:
- Устанавливается строительное оборудование на ось в так называемом проектом положении;
- Производят бурение скважины под сваи;
- Происходит погружение свай до проектной отметки.
Примечательно, что весь процесс проведения работ производится по нормативам акта «СНиП», и любые попытки импровизации или отхождения от нормативов могут привести к аварийной ситуации и судебным разбирательствам согласно законодательству страны, в которой происходят строительные работы на скважине.
Следует отметить, что лидерный вариант бурения повсеместно используется и для создания шпунтовых ограждений котлованов, а также в прокладке трубопровода без применения траншей.
Наиболее часто при проведении такого типа строительных работ применяют установку «СО-2». Изначально эта установка применялась для создания буронабивных свай, но теперь в подавляющем большинстве случаев применяется для сваебойной организации. Второй по популярности установкой для лидерного бурения является «ПБУ-2-317» на КАМАЗ-шасси.
В последнее время предпринимаются попытки оснащения КМУ «FASSI» на КАМАЗ-шасси гидровращателем, что позволит проводить такой же вид бурения на небольшие глубины (с диаметром от 100 и до 1000 мм).
к меню ↑
2.1 Плюсы и минусы
Преимуществами данного вида проведения обустройства скважины является то, что есть возможность обеспечения вертикальности направления загрузки свай, а это весьма актуально в зимнее время, когда земные породы мерзлые и, соответственно, доставляют проблемы при проведении строительных работ. Вертикальность сваи достаточно просто достигается еще в момент ее забивки.
Благодаря предварительному проведению бурения скважины возможность произвести проходку плотных песков, глинистых земных пород твердой и более мягкой консистенции. При этом лидерная скважина, что производится с целью снижения сопротивления грунта для погружения свай, в то же время является направляющей для них.
Важно помнить то, что благодаря этому методу можно создать условия, при которых сваи сохранятся в наилучшем виде. А это, в свою очередь, позволит обеспечить их последующее погружение до проектных ориентиров с более высокой точностью, что положительно скажется на общих временных затратах и уменьшит воздействие на стоящие рядом здания и сооружения.
При проведении строительных работ такого типа в условиях городской застройки с высокой плотностью этот метод является наиболее приемлемым и щадящим.
Минусом данного метода можно назвать лишь то, что он требует серьезной бюрократической подготовки, весомых денежных затрат, в том числе на привлечение специалистов, и применения различных высокотехнологичных машин и устройств.
к меню ↑
При выполнении пилотной скважины движение бура корректируется оператором локационной системы и затем передается машинисту буровой установки и фиксируется в журнале бурения через каждые 3м (зависит от длины буровой штанги). Затем, если построить продольный профиль пилотной скважины, получится ломаная линия. При прокладке трубопровода диаметром большим, чем диаметр пилотной скважины применяется риммер (расширитель)… Прошу Вас дать подробные разъяснения по применению риммера (расширителя), а именно:
1. Расширение используется для увеличения диаметра пилотной скважины до диаметра трубопровода или большего диаметра, если да, то, на сколько больше диаметра прокладываемого трубопровода?
2. При расширении скважины происходит ли сглаживание профиля скважины по отношению к пилотной скважине? И до каких параметров? (Так как при пилотном бурении изгиб буровых штанг возможен до 10%)
Если возможно ответить, то прошу дать ссылки на руководящие документы.
С Уважением!